- Число
-
ЧИСЛО́ (грамматическое) — сопряженные морфол. категории существит., прилаг., местоим. и глагола, образуемые противопоставлением форм ед. и множ. Ч. (стол — столы, синий — синие, он — они, ходил — ходили). Центр. положение среди них занимает категория Ч. существит., обладающая самост. семантич. значимостью и обусловливающая формы Ч. синтаксически связанных с существит.-прилаг., местоим.-прилаг. и глаголов (этот высокий дом — эти высокие дома, дом строится — дома строятся). Исключение составляет употребление глаг. форм в односост. предложениях, когда Ч. глагола, совм. с категорией лица, используется для выражения неопределенно-личности, обобщенно-личности и безличности (К тебе пришли. С ним не соскучишься. Светает). В сочетании с несклон, существит. формы Ч. согласуемых слов являются осн. средством выражения Ч. существит. (висит новое пальто — висят новые пальто).
Формы Ч. существит. служат обычно для различения единичности и неединичности (множественности) называемых предметов или явлений (купил книгу — купил книги, раздался выстрел — раздались выстрелы). Формы ед. Ч. могут также выражать обобщенно-собират. значение (Книга — источник знаний. Рыба здесь не водится), а формы множ. Ч. — обозначать неопред, количество предметов, в т. ч. и равное единице (У нас гости). Отвлеченные, собирательные и веществ. существит., значение к-рых несовместимо с идеей счета, употребляются либо только в форме множ. Ч. (хлопоты, всходы, сливки), либо только или преимущ. в форме ед. Ч. (толщина, листва, молоко). В последнем случае иногда возможно образование форм множ. Ч. при условии сдвига в значении — обозначении конкр. проявлений качества или свойства, разновидностей вещества и др. (наделать глупостей, химические соли). Особое положение занимают существит. типа сутки, ножницы, брюки, не имеющие формы ед. Ч., но способные обозначать и один, и неск. предметов (одни сутки — двое суток).
Среди местоим.-существит. формы Ч. есть только у местоим. 3-го л. (он, она, оно, они). Местоим. я и мы, ты и вы обычно считаются не формами Ч., а самостоят. словами, поскольку мы значит не несколько я, а я и ты (вы) или я и он (они); вы может значить не только несколько ты, но и ты и он (они). Местоим. себя и кто допускают только синтаксич. выражение Ч. в сочетаниях типа самого /самих себя, кто такой / такие. Др. местоим.-существит. требуют согласования в форме ед. Ч. независимо от количества обозначаемых предметов (Что лежит на столе? Книги и тетради).
Формы Ч. образуются с помощью оконч., обычно выражающих одноврем. и др. морфол. значения: у существит. — значение пад. (в доме — в домах), у кратких прилаг., прич., глаголов прош. вр. и сослагат. наклонения — значение рода, а у полных прилаг. и прич. — значение рода и пад., во множ. Ч. род не выражается (ходил, ходила, ходило — ходили; белый, белая, белое — белые), у глаголов изъявит, наклонения — значение лица (читает — читают). Образование форм Ч. существит. может сопровождаться разл. видоизменениями основы (горожанин — горожане, брат — братья, котенок — котята). Встречаются и существит. с супплетивными (разно-корневыми) формами Ч. (человек — люди, ребенок — дети).
Лит.: Реформатский А. А. Число и грамматика // Вопросы грамматики. М., 1960; Исаченко А. В. О грамматическом значении // Вопр. языкознания. 1961. № 1; Соболева П. А. Лексикализация множественного числа и словообразование // Лингвистика и поэтика. М., 1979; Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981; Булатова Л. И. Еще к вопросу о грамматическом статусе категории числа существительных в русском языке // Проблемы структурной лингвистики, 1981. М., 1983; Поливанова А. К. Выбор числовых форм существительных в русском языке // Там же.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.